Подпишитесь на интересные события в Тюмени прямо сейчас!
пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

монолог

Антон Меркулов

АНТОН МЕРКУЛОВ: С чувством о цифровом искусстве

08/01/2013

Начало

 

Первые попытки сделать фотографию были лет 6 назад. Точно уже не вспомню. Мне всегда нравились в книжках картинки, я не понимал журналов без иллюстраций. Вообще, мне с детства нравилось смотреть именно рекламные ролики. Начиналась рекламная пауза, все уходили на кухню, или отвечали по телефону, а я подсаживался поближе и смотрел. Причем мне нравилось подмечать детали: как что снято, где что подсвечено и так далее. Впоследствии был опыт написания сценариев для рекламных роликов. А уже потом взял в руки камеру. Вдохновила меня на занятие фотографией любовь. Любовь к искусству.

 

Родной жанр

 

Больше всего мне импонирует репортажная фотография, когда вот она жизнь, и вот он - твой фотоаппарат. И все. Ты не вмешиваешься, а просто наслаждаешься тем, как происходит все своим чередом. И неважно, будь то любое мероприятие, портрет или свадьба - ты просто снимаешь жизнь такой, какой она и является перед тобой. Меньше всего люблю просить кого-то встать вот так, руки сделать вот так. И глубоко вдохнуть. И не дышать 3 минуты. Зачем? Если речь идет о коммерческой съемке, где работает команда допустим в 10-15 человек, каждый профи в своем деле, и есть цель - конечный конкретный результат, это совсем другое дело. Там можно не дышать и по 4 минуты. А в обычной жизни нужно быть собой, не изображать никого. Каждый индивидуален и прекрасен. Но многие стесняются этого и скрывают.

 

Поэтому чтобы такого не было, первым делом при подготовке к съемке, это все обсуждается, показывается, объясняется. И со спокойной душой снимается. А не наоборот.

 

Очень люблю снимать влюбленных людей, создавать истории для них из фотографий, оформлять их впоследствии в фото-книгу. Свадьбы снимаю редко, т.к. не вижу в этом творчества. Если снимать лишь одни свадьбы, и ничего не снимать для себя, приходишь к выводу, что ты не занимаешься творчеством, а ты просто офисный работник, который ночами обрабатывает десятки гигабайт фотографий. Это не по мне. Редко, выборочно, снимаю свадьбы, с удовольствием. А чтобы «потоково» десятки свадеб - никогда и ни за что.

 

         

 

Для меня фотография это то, чему я хочу посвятить свою жизнь.

Бывают моменты, когда я просто не беру камеру в руки по два или три месяца, потому что я не хочу снимать. А бывает, что с огромным азартом снимаешь, потом ночами обрабатываешь, на одном дыхании.

 

В первую очередь это любимое дело. Работа ли !? Хобби ли !? Творчество ли !? Мне ближе слово творчество и все, что за ним стоит.

 

         

 

Я почувствовал, что фотография – это не только запечатлеть момент, но и возможность рассказать историю.

Это чувство было со мной всю мою сознательную жизнь, еще до того, как впервые взял в руки фотоаппарат. Дело в том, что с детства, просто идя по улице, я видел вокруг себя мир, состоящий из картинок. Если еще прибавить фантазию, которая с годами лишь росла в геометрической прогрессии, то могу сказать, что для просмотра фильма, у меня был отличный кинотеатр, с хорошим звуком и графикой.

 

Помню однажды, лет 10 назад, был в Санкт-Петербурге. Лето, дворец, какие-то экскурсии. Парк, шум людей на разных языках. Целые толпы туристов ходили туда-сюда. И вдруг я едва услышал музыку скрипки. Очень красивая мелодия. Мне стало интересно, откуда она!? Хорошенько прислушался и нашел уголок среди деревьев в этом парке. И девочку. Она играла так чувственно, закрыв глаза. На вид ей было около 10 лет. Я стоял и слушал и вдруг понял, что слышу ее только я один, а туристы не слышали этого. Или делали вид, что не слышат. Тогда у меня не было фотоаппарата. Но картинка по сей день в моей голове. И таких историй на моей памяти не мало, еще до того как я начал снимать.

 

         

 

Фотография – искусство ли?

 

В наше время искусство - очень размытое понятие. Лично для меня есть правило: «Хорошая порнография - это искусство, а плохое искусство -это порнография». А.Картье-Брессон

 

За последнее время в фотографию влилось целыми потоками очень много людей. По разным причинам. Кого-то уволили с работы, кто-то все 40 лет мечтал фотографировать, и тут вдруг его осенило. Кому-то просто купили Canon 5d mark III, и через пару дней можно увидеть статус в соц. сетях «принимаю заявку на фотосъемку».

 

         4m

 

В то же самое время в стране нет ни одного ВУЗа, обучающего фотографии. Нет определенной культуры, зачем это нужно – фотографироваться?! Люди забыли те семейные снимки 40-50 годов, когда общее фото бабушек детей и внуков, всей семьи, было праздником и к нему готовились.

 

Искусство вне времени. Это след в истории. Будь то скульптура, кувшин, картина или фотография. Не важно как, важно- что.

Настоящие фотографы - это ремесленники. Как те люди, что своими руками делают глиняную посуду - с душой ... с теплотой...

 

 

                

Эмоции и фото

 

Главное - чтобы фотография вызывала эмоции, положительные они или отрицательные - это дело вкуса. Есть фотографии, которые являются очень спорными, например фотография Рейн II, автором является Андреас Гурски. Чтобы кто ни говорил, но это самая дорогая фотография на сегодняшний день, официально признанная, которая у меня не вызывает никаких эмоций.

Другой пример, это фотографии, которые делают корреспонденты во время боевых действий или стихийных бедствий. Иной раз посмотришь на эти снимки страдающих людей дрожь по телу берет.

 

Есть и такие истории, когда фотограф снял свадьбу и на обработку фотографий и изготовление фото-книги у него ушло около года. За это время молодая пара, у которой год назад была свадьба, подавали на развод. Пришло время им получить их фотографии со свадьбы, и, казалось бы, что могло случиться? Они сели смотреть эту фото-книгу, и со слезами на глазах у фотографа попросили друг у друга прощения, обнялись и смеялись от счастья, вспоминая, как они были счастливы в тот день, и какую ошибку чуть не совершили сейчас. Это удивительная история, и это пример того, какой должна быть фотография. Какой должна быть ее цель - сохранить эмоции навечно.

 

           

Цифровое искусство

 

Больше всего мне нравится фотографировать в спокойной обстановке, когда никто никуда не спешит, не отвлекает, когда можешь сосредоточиться на том, как ты видишь кадр, постараться почувствовать кадр. Больше всего я люблю фотографировать ради идеи, ради картинки в голове, и впоследствии ее воплощения.

 

Сейчас это стали называть цифровым искусством. И все из-за того, что якобы на таких фотографиях преобладает компьютерная графика, обработка. Я считаю это не правильно. Это сродни тех мифов и слухов, которые тянутся целую вечность. Когда от людей слышишь «отксерокопировать» ( первые копировальные аппараты были Xerox и был такой жаргон ), когда от людей слышишь что фотография «отфотошоплена». Потому что самый популярный графический редактор сейчас это Adobe Photoshop. Но то, что во всех цифровых камерах сейчас стоят процессоры, которые тоже обрабатывают фотографии автоматически, и лишь вопрос времени, когда в камерах будет установлен редактор, сравнимый с Photoshop, никто не говорит. Во времена пленочной фотографии всю обработку делали вручную, и это было нормально. Все ради результата. Не важно как, важно что.

 

Конечно, иногда я снимаю какие- то коммерческие проекты: предметная съемка либо food-съемка, мне это интересно - попробовать себя в разных жанрах съемки. Иногда снимаю животных. Иногда снимаю все, что попадается на глаза. Что касается количеств эмоций на 1кв. см. фотографии - тут, конечно, маленькие дети или маленькие котята, либо взрослые и мудрые люди, в глазах которых целая жизнь, или здоровые слоны весом в тонну, все они могут вызвать целый шквал эмоций. Даже проросший сквозь асфальт цветок вызывает порой много эмоций и мыслей.

 

               

Формула удачного emotion-кадра

 

Оказаться в нужное время в нужном месте, при этом, чтобы фокус наводился точно в цель, и еще свет, чтобы падал естественный прям вот, чтобы как надо, иии еще, чтобы выдержка была установлена подходящая. А если серьезно - нет формулы. Есть лишь опыт и желание. Причем, если опыт ты со временем накапливаешь, то без огромного желания сделать, поймать, научиться ловить стоящие моменты... без этого ничего стоящего не выйдет.

 

Как говорят, любитель-это тот, кто случайно делает хорошие кадры, а профи- тот, кто знает как их делать. Я считаю, чтобы быть действительно профессионалом в любом деле, нужно в душе оставаться любителем. Это значит любить то, что ты делаешь. А не фотографировать ради денег.

 

Автор фото и монолога: Антон Меркулов

 

  • Вконтакте
  • Facebook

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ!

Подписывайся на #СобытияТюмени в TelegramFacebookInstagramВконтактеОдноклассники

партнеры