К тому моменту, как меня назначили руководителем отдела продаж, я была продажником с 8-летним опытом работы.
И, мягко говоря, я была несколько не готова перестроить свое мышление с «мои результаты» на «наши результаты», и, несмотря на некую теоретическую осведомленность в области управления, у меня совершенно ничего не получалось.
Наверное, было забавно наблюдать над моими тщетными попытками стать идеальным руководителем, который все делает правильно. Начитавшись книжек и посетив тренинги, я прописала все бизнес-процессы так, как они представлялись в моей идеалистической реальности, придумала форму отчетности, заказала доску с маркерами, ну, чтоб все «по-серьезному». Ставила задачи, проводила планерки, но все как-то тщетно было. Результата 0.
И вот, когда от меня сбежало изрядное количество народа, кто-то сам, кого-то пришлось попросить, я начала думать…а что же все-таки не так?
Проанализировала, переписала бизнес-процессы, разработала систему обучения, поменяла подход к набору персонала. Итак, снова в бой. И, опять не то! Вроде результат появился, люди начали что-то потихонечку продавать, но как-то вяло и все в 18.00 часов спешили домой и на работу не торопились…и через какое-то время уходили…
Прошел год. Настал момент, когда, в самый пик спроса на наш продукт, я осталась одна. Рук не хватало, сил тоже и терпения… Я отказалась от всех систем и методов и решила быть просто примером для человека, которого приняла на работу, решила не создавать сложных систем обучения, отчетности и контроля и каждый день за обедом в неформальной обстановке я рассказывала о своих боевых победах и поражениях (важно!), о том, что мне нравится в профессии, и почему я люблю нашу компанию.
Я поняла, что нужно быть таким лидером, к которому люди тянутся и стремятся перенять положительные черты. При этом не оставаться неуязвимым супергероем, а быть вполне земным человеком и показывать, что и тебе тяжело, но ты не сдаешься, чтобы они преодолевали сложности глядя, как ты преодолеваешь.
Я всегда считала свою эмоциональность минусом для руководителя и пыталась себя перекроить по общепринятому лекалу - стать сдержанной и собранной, но когда я поняла, что именно благодаря эмоциональности мне удается зажечь огонь в глазах людей, я решила перестать исправлять недостатки и начать тренировать сильные стороны.
Возможно, я пишу о вещах для многих очевидных, но для меня каждая из этих истин добыта в борьбе с собой!
Сейчас легко об этом писать, но за второй год работы в должности мне пришлось многие свои привычки изменить для того, чтобы, наконец, «быть, а не казаться» руководителем.
Я перестала концентрироваться только лишь на работе и начала читать книги, я взяла за правило читать хотя бы одну книгу в месяц и сейчас к концу году я начинаю понимать, сколько нового я узнала. После прочтения каждой новой книги я приходила в офис и делилась впечатлениями. Сотрудники стали интересоваться, просить почитать и просто читать и также делиться эмоциями.
Я начала заниматься танцами, и поняла, что любой спорт, даже если это не совсем спорт, способствует развитию силы воли и умению преодолевать сложности.
Теория о том, что мы - меняя себя, меняем свою реальность, полностью подтверждается мной на практике.
Этот монолог является для меня большим достижением, ведь в этом разделе содержаться монологи очень уважаемых мною людей, и для меня огромная честь быть в ряду с ними.
Я исключила все правила, которые читала и которым меня учили, и стала руководствоваться ситуацией и желанием создать команду.
Со временем я заметила, что из моего хаотического подхода начала рождаться система, а мое искреннее отношение к людям окупилось их результатами.
Конечно, я не могу сказать, что сейчас формирование команды закончено и наступил happy end. Работа с людьми всегда сопряжена с ежедневными трудностями и проверкой на прочность, но главное, чему я научилась работая в этой должности - совершенствуй себя – и люди вокруг тебя тоже будут совершенствоваться.
Автор монолога: Мария Ковтун
Фото из личного архива