Кто-то однажды хорошо сказал: в современную фотографию приходят либо ради денег, либо ради славы. Отсюда массовое увлечение цифровой фотографией – доступной для публикации и технически несложной. Как следствие – неизбежный соблазн монетизировать своё хобби и стать «профессионалом». Следствие №2 – чудовищная дискредитация профессии.
А между тем, фотография, как это ни банально звучит, - единственное документальное свидетельство памятных дат и событий. Память умеет хранить лишь отдельные эпизоды, маленькие кусочки, обрывки действа, но никогда – картину целиком. Более того, память имеет свойство с возрастом менять «картинку» до состояния неправды. Хотя и говорят, что запоминается только лучшее.
Тем более очевидной становится мысль, что если событие происходит один раз на всю жизнь и для вас важно «видеть прошлое», стоит обратиться к помощи профессионального фотографа. Но кто он, этот загадочный летописец вашей семьи? Как найти «того самого» среди моря предложений, наводнившего социальные сети?
Не хочу повторять глупости по поводу выбора свадебного фотографа, регулярно копируемые в Интернете и начинающиеся словами «сначала определитесь с бюджетом». Сколько уже таких бедолаг «определилось» по остаточному принципу «кольца+платье+банкет+…+что там у нас осталось?», чтобы потом, теплея от горечи, разглядывать никому не нужные, скучные сотни одинаковых изображений! Отчаяние иногда доводит такие пары до того, что они готовы на повторную фотосессию у другого фотографа в нарядах, лишь бы получить – наконец-то! – радующий душу и сердце результат. И такие просьбы не редкость.
Состоявшийся профессионал – это прежде всего Мастер, умеющий выдать хороший результат независимо от внешних условий. А уж потом ремесленник, который зарабатывает этим на жизнь. К сожалению, первую мысль большинство людей просто игнорируют, обращая внимания лишь на ремесленно-денежную часть. Отсюда львиная доля «холодных» звонков с ручкой в одной руке и блокнотом в другой. И первым вопросом «сколько?», глядя на длинный список.
Наличие красивых вконтактных изображений пар модельной внешности не всегда говорит об уровне мастерства (но может подсказать направления стиля, если он есть). Портфолио почти ничего не рассказывает о том, что происходит за кадром: как фотограф работает, как разговаривает с молодоженами, каким оборудованием пользуется, чтобы не запороть съемку, как планирует прогулочную часть, чтобы не опоздать. Одним словом, как он принимает решения.
Ведь результат – это прежде всего эмоций двух влюбленных людей вместо манекенов на фоне пейзажа. Это история одного дня, который можно переживать заново много лет. Это уникальные мгновения бытия, которые Мастер увидел – или спровоцировал – и не поленился заснять. Это природная способность оказываться в нужном месте в нужное время.
Но самое главное – это умение чувствовать людей. Любая, даже самая эффектная провокация сделает карточку фальшивой, неуютной. Поэтому хороший фотограф всегда снимает то, что ощущает сам, и следует незыблемому принципу «если фото понравилось мне, оно обязательно понравится клиенту».
Но этого никто, увы, не видит. Со стороны Мастер – просто чувак в джинсах и свитере с кучей камер, который что-то говорит молодоженам и нажимает на кнопку.
Все это знают (или догадываются), но когда вопрос касается лично, люди порой приходят в растерянность, глядя на кандидатов. «Все такие хорошие, не знаю кого выбрать, наверное, ткну пальцем с закрытыми глазами». Эдакая надежда на русский «авось».
А ведь есть еще рекомендации – главный «продающий» инструмент фотографа. Без отзывов реальных людей фотограф, делающий красивые карточки, не стоит ничего.
Хорошая фотография – всегда одномоментная, почти случайная (во всяком случае, так кажется многим зрителям). В ней должен читаться знаменитый брессоновский «решающий момент». Если он есть, из обработки – легкий «напильник» по тону и цвету, чтобы не заглушить эмоцию фотошопом. Ведь хорошую карточку фотошоп может слегка улучшить, плохую – не исправит никогда.
Меня иногда спрашивают: а тебе не надоел этот конвейер, где «все как у всех» и каждый раз одно и то же? Единственный способ избежать рутины – сделать ее интересной. Вот тут мы опять возвращаемся к теме съемки «для себя», выработке своего стиля, к выдаче результата, который прежде всего должен понравится мне, автору. Ведь любая свадебная съемка – маленькое подглядывание за чужой жизнью, где, как в калейдоскопе, привычные вещи и отношения складываются удивительным, порой невероятным, образом.
Автор фото и монолога: Дмитрий Изосимов