В преддверии Всероссийской акции "Ночь искусств - 2016" редакции портала ярких событий EVENTS72.RU удалось поговорить с Тюменской художницей Марией Волковой. В формате удивительно живой беседы Мария рассказала о своем творческом развитии, сформулировала основную идею современного искусства, а также поделилась личным видением креативной составляющей нашего города.
Мария, помните тот период своей жизни, когда появилась идея связать жизнь с живописью?
Вместо обычной школы я училась в гимназии, которая являлась по сути художественным лицеем. У нас параллельно с русским языком и литературой велись изобразительное искусство, керамика, графика.
Можно сказать, что в гимназии у Вас получалось лучше, успешнее, чем у других?
Я избегаю таких сравнений. Если есть с кем конкурировать, значит, есть у кого учиться. Никогда нельзя думать, что ты – мастер, ведь момент обучения присутствует всегда. Мне очень нравится, что есть люди, которые делают что-то лучше меня, используют другие материалы, другую основу. Подсмотреть прием и по-своему его обработать – это потрясающе. В принципе, вся современная культура именно на этом и основывается: на реплике. Не на плагиате, а именно на реплике.
По образованию Вы - дизайнер-график, много времени писали акварелью, устраивали выставки. В последнее время, совместно с проектом «Цвет города», много занимаетесь росписью стен. Как пришли к этому?
По мере поступления заказов привычный для создания иллюстраций лист однажды стал стеной. В первое время было непросто перестроить себя со станковой живописи и графики на большой формат из-за «а меня осудят», «а вдруг не получится», «все же увидят». Здесь нельзя просто смять бумажку и выбросить. Но, с другой стороны, это организует. Кроме того, я всегда тяготела к экстриму (парашютный спорт, скалолазание), и при росписи стен, когда висишь высоко на лесах, адреналин подстегивает. Сейчас мы занимаемся объектами, превышающими 500 квадратных метров в объеме и 17 этажей в высоте.
Какой был самый масштабный объект-стена?
Самые большие экстерьеры, я думаю, у меня еще впереди. Особенность наших проектов в том, что при их реализации мы пытаемся уйти от прямой рекламы и ненавязчиво подчеркнуть индивидуальность заказчика. Например, в любом жилом комплексе есть концепция, опираясь на которую можно придумать нечто, что откроет сферу творчества, при этом лишь намекая на рекламный посыл. Например, идея одного из новых ЖК (наша июльская работа) – спорт – помогла выделить оригинальность этого квартала. Присутствие подобных объектов в Тюмени держит наш город «на гребне волны».
Ощущение приятного и красивого мира должно быть, мне кажется, по всей России. В силу быстрой изменчивости Тюмени художник здесь может позволить себе многое. Конечно, он остается при этом в рамках ответственности за визуальную экологию местности: как его продукт будет сочетаться с тем, что уже есть вокруг. Убеждение «я художник, я так вижу» не работает, ведь творчество призвано запускать в других внутренние процессы, которые приведут к креативности, позитивному мышлению, альтернативной жизни, полной красоты и хороших людей.
Я правильно понимаю, что, таким образом, искусство – это своего рода служение?
В некотором смысле, да. Это способ сказать о чем-то. Если тебе есть о чем говорить и ты умеешь сделать это, то искусство – твой долг. Например, художники стрит-арта, которые своими работами дают пощечину нашему обществу, отличаются от тех, кто просто рисует граффити в виде слов на стенах. Например, английский мастер Бэнкси не собирался становиться знаменитым. Он просто делал то, что считал необходимым для изменения мира. В результате его уникальный стиль стал особым направлением, а сам Бэнкси приобрел всемирную популярность. По моему убеждению, творчество не должно быть совсем розовым.
Мария, а роспись стен – это разве не розовое искусство?
Не должно быть таковым. Конечно, в коммерческих проектах «сделайте нам красиво про нас» такое возможно, но мы обычно избегаем этого. Пора заканчивать двадцатилетний бум яркой рекламы, навязчивых баннеров и переходить в русло цивилизованности, спокойствия. Например, в Амстердаме реклама не тыкает в прохожих как иголками, не ломает фасады. Человек имеет право на информационный кокон: «если мне нужно, я сам узнаю: в СМИ, в торговых центрах - там, где я к этому готов».
Удобно ли Вам как творческому человеку реализовывать себя в нашем городе? В чем состоят выгодные положительные свойства Тюмени в этом аспекте?
Да, вполне. Во-первых, здесь высокий уровень достатка, который позволяет, например, бизнесменам, помимо насущных затрат, вкладывать деньги в эстетику – а ведь это тоже способ продвижения своего продукта. Вы продаете не просто товар, а состояние. Не просто четыре стены и пол-потолок, а целый район: зеленый газон, детскую площадку, светлый холл с росписью и окнами в пол, удобную парковку. Ощущение дома таким образом расширяется сначала до подъезда, потом до улицы и района. И ты чувствуешь ответственность уже не только за свою квартиру, но и за город: не хочется бросать мусор куда попало – а потом такое сознание выходит на уровень планеты. И чувство обязательства за красоту рождается в каждом из нас.
Есть ли факторы, на Ваш взгляд тормозящие творческое развитие города?
Если честно, объем работ и их уровень в плане финансирования в последние годы снизился. Я думаю, это затишье перед прыжком, так как лучший способ преодолеть проблемы – это начать движение с большей интенсивностью, работать на перспективу. И я постоянно занимаюсь поисков новых проектов, творческих людей для их реализации.
Где в Тюмени можно сейчас найти таких людей?
Тюменские художественные Вузы проводят ежегодно примерно пять просмотров, где можно привлечь студентов в свой проект. Кроме того, единомышленников можно найти на всевозможных городских выставках. В Тюмени существуют различные сообщества, например, «Цвет города» - наше творческое объединение, созданное с целью помочь художникам в поиске новых заказов. Я бы советовала всем посещать мастер-классы, где можно встретить весь состав активной городской среды.
Я не понимаю людей, которые твердят: нам «негде выставляться». Выставляться можно хоть на улице – местные власти очень лояльно относятся к открытым выставкам. Мы провели немало подобных мероприятий, например, «Все в сад». Это был праздник для всех: мы натянули канаты между деревьями в Александровском саду, поставили корзину яблок для угощения, расстелили пледы, включили патефон с хорошей музыкой, развешали работы с темой осени. На пустом, казалось бы, месте, за неделю устроили уютный творческий день, где были и СМИ, и актеры, и посетители.
Можете ли Вы назвать местных художников, которые добились мирового успеха?
Их немало. В первую очередь, это те, кто меня создавал: Михаил Михайлович Гардубей, Ольга Федоровна Трофимова, Елена Николаевна Улькина, Геннадий Васильевич Вершинин – люди с международным масштабом известности. Они выставляют свои работы за границей, продают их там, но остаются в Тюмени, потому что им здесь интересно: работать с молодыми талантами, из которых за три-четыре года получаются изумительные мастера.
И напоследок: если поэт в России больше, чем поэт, то кто есть художник в России?
Сложно говорить о целом культурном срезе, конечно. Но мы в России – определенно другие. Судя по мировым аукционам, в Европе (Барселона, Берлин, Копенгаген) искусство поставлено на поток. Там можно в одночасье стать знаменитым и богатым – и это создает своего рода фабрику художников. У нас же все несколько иначе: остается ощущение подвижничества. Художник считает себя реализовавшимся даже в том случае, если его картины не продают за 9 миллионов евро, но при этом он делает то, что приносит ему удовольствие, что двигает общество в нужную сторону.
Мария Собенина, специально для EVENTS72.ru